Форум » Содруга Родославие » Праздники » Ответить

Праздники

Любляна: Как вы считаете, праздники у многих народов совпадают, что это? так называемые дни силы или какие-то астрономические явления (солнцестояние, равноденствие и т.д)?

Ответов - 24, стр: 1 2 All

Вячеслав: солнечный или лунный календарь.

Любляна: И тот и другой. Вообще теория возникновения конкретных дат для праздников. Скажем, это просто день окончания полевых работ или нечто большее? Какие есть версии по этому поводу?

Пересвет Игоревич: Любляна Это и есть национальные версии язычества. Общая суть с разными национальными именами.


Любляна: Тупой вопрос, год делился на четыре сезона, по каким именно дням ( с учетом старого и нового стиля)?

Вячеслав: По астрономическому календарю... Он плохо подходит для летоисчисления, но в быту очень хорош. Ход обычных часов, в конечном счете, выражается положением стрелки, а в "природных" астрономических - положением звезд и планет.Смотри на фазы Луны... Самое наглядное

Заречный: С Колядой, кстати... Жм. р., Зар.

Любляна: Гой Коляда!

Венед: КОРОЧУН (карачун), он же колотун, он же калачин... Праздник конца и начала года. Коло - круг. Чун (тун, тин) - день. Все словенские праздники были приурочены к астрономическим датам: Белые святки (Корочун) приурочены к зимнему солнцестоянию. Комоедица (весеннее равноденствие - зеленые святки) Купала (Летнее солнцестояние - желтые святки) Овесень (Осеннее равноденствие - красные святки) Празднование Корочуна начинали в день Солнцестояния. По нынешнему календарю 22 декабря. Продолжалось 3 дня до 25 декабря. Как говорил дед: "На воробьиный скок длиннее денек" Днем готовили "Коляду" - коллективную еду - складчину, и жгли большие костры всю ночь. Вокруг деревни противосолонь "Гоняли Попа или Балду" - горящий толстый обрубок бревна. И ежели удавалось прокатить его от костра вокруг деревни и вернуть горящим в костер - деревню ждало благоприятное житье. Для этого парни и девки расчищали от снега дорожку, а "Балду" умасливали - поливали маслом. (Была и маленькая хитрость "Балду кормили маслом" - в выдолбленное нутро вкладывалась пакля, пропитанная маслом и воском) Кстати, церковнослужитель – поп, - это отголосок древнего язычества. В насмешку назван в честь «Попа-Балды», который «служил» одну ночь, а потом весь год валялся на боку. Под утро из этого костра разносили уголья для возжигания печей. Водой, настоянной на угольях от костра, поили скот, детей, мыли ею полы. А остатки высыпались возле порога. Устраивалось пиршество, игрища гульба. В следующую ночь запускали новую Балду и на следующую тоже. На второй день нельзя было пировать у себя дома - шли по гостям. По очереди друг к дружке. В последнее утро, из общего костра, приносили "Новый огонь" в печь, которую до того необходимо было обязательно прочистить от золы, и желательно побелить. Скотину кормили хлебом, и поили травяными отварами. Все обязательно мылись в бане, и приступали к семейному застолью. («Где остатьню ночь проведешь, там год и проживешь!») После застолья, девки запирались в бане и гадали, а парни устраивали игрища у костра, в который, с последним лучом солнца, последний раз подкладывали дрова. Устраивались «Огненные чистилища» - прыжки через костер. По одиночке и попарно. При желании можно было дать клятву на верность «Огненный заклят». Для этого необходимо вдвоем прыгнуть через костер и не разжать при этом рук. Костер – Краду не тушили, а давали ему догореть самостоятельно. КОЛЯДА - это древний обычай "Преломления хлеба" на "Круг""С кем хлеб преломил, - то тебе и брат" Сей обычай проводился на каждый праздник. Иначе говоря, Коляда - это коллективное круговое питание. Складчина. Зародился еще со времен мамонтов, когда такую гору мяса в одиночку не осилишь. Для сбора пищи на круговую трапезу и были придуманы "Колядки" Веселые поговорки, прибаутки, побасенки, страшилки, песенки. Сбором продуктов на Коляду занималась, преимущественно молодежь. Незамужние девки и парни. В сибирских деревнях и по сие время можно встретить группку ребятишек, распевающих «колядки» в надежде получить несколько конфет и пряников. И им, в общем-то, пока рады. И ещё: Калач, Калачин, Карачун Ни чего не навевает? Верно! Хлеб выпеченный в виде кольца, символизирует собой "круг дня". Откусывая от него, мы начинаем новый круг года. На зеленые и красные святки (Комоедицу и Овесень) пекли блины - символ единения земли и солнца. На желтые святки (Купала) выпекались "Жаворонки" - булочки из каральки связанной в узел и уложенной как "Сидящий жаворонок". На белые святки (Карачун) пекли именно калачи. К сожалению сейчас очень многие понятия переиначены или растолкованы на новый лад. Спасибо ЗАО РПЦ

Заречный: Вот что пишут про НГ на гафгафцентре: http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2009/01/02/63155.shtml Снегурочку придумали не в России. Темная оккультная символика пронизала не только сакральную сторону бытия — подавляющее большинство светских обрядов и традиций также имели в основе своей древние зловещие ритуалы. К примеру, нарядные ёлки, ставшие символом нового года. У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв — внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами. И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла… Что касается доброго дедушки Мороза и его западного аналога Санта Клауса, то они произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Он тоже ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы. Для того, чтобы оградить поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза. В привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка он появился лишь в 1840-м в рассказе князя и писателя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Это была литературная обработка народной сказки «Морозко» — там-то как раз шла речь про недоброго деда, очень напоминавшего раннекельтского Великого северного старца, который не понравившуюся ему ленивую девушку насмерть заморозил (в смягченном варианте писателя ленивице достается не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек). Морозко народ представлял также в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. В зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его все той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и оставляли замерзать в дикий мороз. Если за день застывала — значит, жертва принята. И мешок Деда Мороза тоже поначалу был предназначен для сбора подношений. А посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками. Если проанализировал сказку «Морозко» на соответствие древним языческим обрядам, то все всё подтверждается. Вообще при внимательном чтении, в этой небольшой сказке, можно много интересного узнать. Первое, это то, что сказка наглядно показывает обряд, сродни тому, что проводили кельты, принося в жертву девственниц Старцу Севера. Герои. Практически стандартный набор для многих русских сказок. Дед, дочка, мачеха и сводная сестра. Почему мачеха, а не мать. Скорее это уже более поздняя трансформация, а вначале могла быть и мать. Дело в том, что исходя из христианского мировоззрения, сложно объяснить, как родная мать могла отправить свое дитё на смерть, а мачеха очень даже. Хотя не стоит исключать и отголоска о довольно большой смертности среди женщин, особенно во время родов. Время. Зима. Трескучие морозы. Время Старца Севера. Дед погоревал, но повез, видать знал о подобных вещах, лишних вопросов не задавал. Привез он девушку в лес и оставил под елкой. О! А, что ёлка, ну не спроста она в сюжет введена. Ель — священное дерево у кельтов. Вечнозеленое. Дерево, в котором живут духи или боги. Наша новогодняя ёлка — это тоже самое жертвенное дерево, у которого кельты совершали и человеческие жертвоприношения тоже. Со временем их, конечно, их заменили, на иные подношения. Итак, жертву оставили у священного дерева. И старик отправился домой. По поводу разговоров девушки и Морозко, это уже скорое литературные прикрасы, дабы как-то объяснить счастливое спасение. Интересно другое. Мачеха справляет тризну по жертвуемой девушке, с чего это вдруг, она же вроде ее не шибко, что бы любила. Блины жарит, непременный атрибут поминок. Ну и символ солнца. И уж совсем не логично смотрится отправления старика во второй раз в лес, забирать «останки». Ну, вроде бы ну и путь себе валяются, дикие животные растащат и следов не останется. Значит нужно, причем обязательно. Опять же обратимся к кельтам. Они так же смотрели, через какой-то промежуток времени, жива или нет жертвуемая. Если жива — то бог жертву не принял и ему могли уже преподнести новую девушку. Что и мы видим в сказке Морозко, когда мачеха взамен падчерицы, отправляет свою дочь, которую бог уже принял. Конечно, народ слегка придал некоторую литературность, объяснив спасение одной благодетелью, а гибель другой «неуважением к старшим». Но это спустя века, когда, наверное, и про обряд этот забыли, а сказка осталась. Кстати, почему в роли подобного посланника выступает, как правило, девочка, это легко объяснимо. Земельный надел по традиции, отмерялся по количеству мужчин в семье, женский рот в лютую годину мог оказаться лишним, по этому и жертвовали в первую очередь тем, кто для семьи представлял наименьшую ценность. Андрей Решетников, (Пермь) Отдел писем

Венед: А по раннеКРЫСянским легендам, в ель (ёлку) превратилось древо познания, когда Ева сдернула с него плод...

Волк: Венед А разве жаворонков на желтые святки пекли? Моя бабушка постоянно пекла их к Масленице. А дед приговаривал: Жаворонки прилетите, Красну весну принесите. Нам зима уж надоела Весь наш хлебушек поела. И с козой, и с бороной И с кобылой вороной. То есть жаворонки должны были весну принести, что им летом делать? Я теперь в растерянности…

Вячеслав: Жаворонков пекут на заклички весны...

Венед: Верно ребятки. Жаворонков пекли и на Зеленые святки тоже. Только вот птенцы у жаворонка вылупляются в июне, а посему пекли их как символ плодовитости. Не только Гриб-фалос, но и жаворонок. По крайней мере у нас в Сибирях. Я вот тут поначитался инет-знатоков, дык и у самого ум за разум заходит. Все смешано в кучу и не разобрать: где источник, а где перепевка.

Любляна: Друже, когда начинаем печь блины? И как относится к правслвной маслянице?

Вячеслав: Любляна Пусть к православной масленице относятся православные.. Если скучно. попразднуй.. не страшно.. А блины мы печем 21-21 марта, на весеннее равноденствие.

Любляна: Вячеслав, уточни)

Вячеслав: Равноденствие — Википедия Равноденствие — момент, когда центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор. Весеннее равноденствие наступает 20 или 21 марта, когда Солнце переходит из южного полушария в северное,

Лешак: иногда 22-го...

Венед: Лучше не попасть в календарную дату, чем пропустить праздник. Зеленые святки 18-25 марта по нонешнему стилю. Выбирайте выходной и на свежий воздух. Только вот жечь ни кого и ни чего не надобно. Надобно растопить жаром четырех костров снежную бабу. (Пусть растает наряд снежный и прИйдет наряд вешний" Та вода (растаянная) пользовалась у нас наравне со "святой" ХРЫСянской. Её давали коровам для приплода и от сглаза. Ею умывали детей. У моей бабки был большой плоский валун с круговой бороздой. Его калили на печи и на нем пекли блины. Бороздка не давала растечься "болтушке" - тесту. Сейчас тот камень где-то на (в) Украине. Ежели себе успею спроворить такой - выставлю фото. А жечь - это крысяне придумали.

Вячеслав: Венед Володя, поспорю... Не "хрысяне", как ты говоришь... Это гораздо древнее. Правда, к славянству не относится.



полная версия страницы