Форум » Содруга Родославие » О Велесовых днях и не только » Ответить
О Велесовых днях и не только
Боян: По мнению академика Б. А. Рыбакова языческий праздник скотьего бога Велеса прирходится на 6 (19) января и совпадает с церковно-православным праздником Богоявления-Крещения. Это утверждение основано на следующих фактах. 1) Согласно сведениям жития Авраамия Ростовского в XI веке в Ростове "Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу". На том месте, где стоял идол Велеса, Авраамий поставил малый храм во имя Богоявления. Обычно в средневековье церкви, ставившиеся на месте свергнутых идолов, носили имя того христианского святого, который "заместил" собою своего языческого "предшественника". Если этого нет, то необходимо обратить внимание на календарность соответствующего христианского праздника, т. к. именно в ней может быть скрыта разгадка языческого прототипа. В данном случае перед нами праздник Богоявления-Крещения, отмечавшийся 6 января по старому стилю. День этого христианского праздника был, очевидно, настолько наполнен языческой обрядностью, что даже для общего поучения против язычества древнерусский автор выбрал как исходную точку "Слово" Григория Богослова на Богоявление. 2) Кроме этого, академик Рыбаков приводит этнографические данные об особых ритуальных действиях над скотом, производимых в день Богоявления, о гаданиях в Крещенский вечер и т. д. И действительно, этнографический материал кажется подтверждает, что и в XIX, и в XX веках восточные и южные славяне совершают 6 (19) января ритуалы, оставшиеся в наследство от древнего культа Велеса. Однако, есть весьма серьёзные основания сомневаться в правильности определенной академиком Рыбаковым даты. Праздник Велеса, как и другие культовые дни Исконной Веры, был привязан, конечно же, не к неведомому славянам церковному календарю, а к особым природно-хозяйственным циклам жизни языческой общины, к определенным сезонным изменениям в природе, и, что особенно важно, - к легко и явно наблюдаемым, циклично повторяющимся астрономическим "точкам" солнечного календаря. Именно этнографические данные показывают связь дня Велеса с зимним солнцестоянием. Сам академик Рыбаков отмечает: "Крещение - последний, завершающий день двенадцатидневных зимних святок, начинающихся в ночь с 24 на 25 декабря, включающих в себя языческий Новый год (1 января) и заканчивающихся особыми русальными "бесовскими" играми 6 января". То есть, следуя рассуждениям Рыбакова, мы должны признать, что день Велеса (6 января) отстоит от дня зимнего солнцестояния (22 декабря) на 15 суток. В этом-то и кроется ошибка! В 325 году Никейский собор утвердил юлианский календарь в качестве единственно верного церковного календаря. Но по юлианскому календарю год на 11 минут и 14 секунд длиннее солнечного года. Из этих "пустяковых" минут и секунд (1/128 часть суток) за десять лет накоплялось около двух часов, а за 128 лет - целые сутки, и календарь начинал "запаздывать" на один день каждые 128 лет.Таким образом, в XI веке юлианский календарь отставал от природных циклов на 5 суток. Из этого следует, что в год, когда Авраамий Ростовский построил храм Богоявления на месте капища Велеса, зимнее солнцестояние случилось по юлианскому календарю не 22 декабря, а 17 декабря. Именно в этот день, пользуясь опытом многовековых наблюдений, а не юлианским календарем, ростовские язычники и должны были начать празднование зимнего святочного цикла, завершавшегося днем Велеса, который пришелся на день христианского Богоявления. Интервал между 17 декабря и 6 января составляет 20 дней, а не 15, как должно было быть в соответствии с рассуждениями академика Рыбакова. Когда юлианский календарь был заменен григорианским, день зимнего солнцестояния вернулся на 22 декабря, но праздник Богоявления так и празднуется 19 января (6 января по старому стилю). За десять веков система церковных праздников прочно вошла в обиход восточных славян, трансформировав по своему распорядку "расписание" обрядов и ритуалов в период от Рождества (25 декабря (7 января)) до Богоявления-Крещения (6 (19) января), которые можно было наблюдать по материалам этнографических исследований. Рождество Христово, искусственно приуроченное к 25 декабря (день персидского бога Солнца Митры, чей культ был популярен в Римской империи, и с трудом был искоренён христианством), постепенно вытеснило из сознания народа традиционную дату начала зимних святок, связанную с наступлением дня зимнего солнцестояния. Сократилась сама продолжительность праздников: с 20 дней у язычников до 13 дней у православных христиан. А восстановить подлинную дату празднования Велесова дня теперь не сложно: прибавим к 22 декабря 20 суток и получим 11 января. Это и есть истинный день зимнего праздника скотьего бога. Пользуясь той же системой рассуждений, можно попытаться восстановить дату весеннего праздника Велеса. По мнению Рыбакова она совпадает в народной обрядности с Юрьевым днем 23 апреля (6 мая) - днем первого выгона скота на пастбища. Но если, например, в XI веке скот действительно выгоняли впервые 23 апреля старого стиля, то в XII веке этот ритуальный день, который либо отсчитывался от дня весеннего равноденствия, либо был приурочен к погодным условиям, пришелся бы уже на 22 апреля, в XVI веке - на 19 апреля, а в начале XX века - на 15 апреля старого стиля. Таким образом, прибавив к последней дате 13 "потерянных" дней, необходимых для перевода ее на новый стиль, мы получим 28 апреля - день Велеса Вешнего. Осмелюсь в связи с этим предположить, что определение дня весеннего праздника Велеса основывалось, вероятно, на отсчете примерно 40 дней от точки весеннего равноденствия (подлинного языческого Нового года), т. е. отмечался он в интервале 28 апреля - 1 мая по новому стилю. Число 40, кстати, явно сакральное в представлении наших предков. Замечу также, что ночь на 1-е мая, в германской средневековой мифологии известная как Вальпургиева ночь, связывается с разгулом нечистой силы, шабашами ведьм и т. п. Имя святой Вальпургии, как и имя Велеса, связано фонетическим основанием с индоевропейским *wel/*wal (как и "валькирия", "Валгалла", "волхв", "волшебство" и т. п.), имеющим отношения к понятиям "мертвый", "потусторонний", "колдовской". Вероятно, что праздник этот уходит своими корнями в седую древность не только славянских народов, но и всех индоевропейцев. В свете всего вышеизложенного я пытался проработать весь возможный календарь праздников Исконной Веры, применяя свою методику рассчета на существующие ныне церковные и "народные" календари. Например, день Ивана Купалы совершенно не совпадает с подлинным Купальским праздником, который четко "привязан" к летнему солнцестоянию. Кроме того, мною была выявлена вероятная (пока еще не отработанная до логического завершения) циклическая закономерность в распорядке других важнейших праздников: коротко замечу, что они, возможно, были разделены на четыре цикла, начинающиеся от точек равноденствия и солнцестояния, и включали в себя интервалы между праздниками, близко кратные 5 дням (т. е. 5 дней, 10, 15, 20 и т. д.). Очень расчитываю на понимание и здоровую взвешенную критику.
Ответов - 11
Зимушка: безусловно христианские праздники не совпадают с языческими, и не будут =) во-первых сдвиг со "старого" стиля на "новый", а во-вторых попытка заставить людей забыть язычество.
Эйвинд: Боян Интересные рассуждения:) Но только в качестве отвлечённой исторической справки. Ты упомянул, что Велесов день связан с первым выгоном скота. В связи с этим следующий вопрос. Каким образом это может пригодиться для городского язычника? кого выгонять то будем?
Боян: А можно в лес сходить, прислушаться к природе, птиц послушать... А охотникам еще проще - ведь Велес бог не только скотоводов, но и охотников. Славить Вышних по-разному можно, не обязательно скот выгонять на пастбище.
Эйвинд: Боян Это понятно. Я то вопрос задал в связи с некоторыми размышлениями, навеянными прочтением твоего текста. Современное язычество слишком зациклено на мировосприятии предков, которое базировалось в немалой степени на аграрных культах. И это в большинстве своём совершенно бесполезно для городского язычника. Можно конечно иногда на природу съездить, пивка попить, зарод земле чинить.. только зачем, если ничего не сеешь, а всё покупаешь в магазине. Цирк короче. В общем офтоп
Боян: Эйвинд На счет цирка - извини, но ты не прав! Да, мы в большинстве своем - городские язычники, но священнодействие остается священнодействием, в этом и есть один из многих смыслов Традиции. Вот один пример, правда совсем не из религиозной сферы: в современной Англии полным-полно сэров и лордов не по происхождению, а по заслугам так сказать, но если у тебя нет клочка земли, на котором ты собственноручно хоть раз в пять лет перекапываешь клумбы или стрижешь кусты - твои "коллеги" никогда не признают тебя ровней! А стремление японцев всюду, где только возможно, обустроить уголок с зеленью, водой и камнями? Вот у кого надо поучиться городским язычникам! Мое твердое убеждение - Исконная Вера без связи с землей, Солнцем, с Природой в целом - суррогат, достойный жалости. И не пивка попить надо в лес ходить, а почистить то, что "любители природы" после себя оставляют. Хотя заметка моя была совсем не об этом.
Велиамира: Боян пишет: Исконная Вера без связи с землей, Солнцем, с Природой в целом - суррогат, достойный жалости поддерживаю полностью
Рысяна: Боян По поводу календаря - любопытные рассуждения, долго вникала :) Приводи весь календарь. По поводу цирка. Мне кажется, невозможно жить в современном мегаполисе в связи с землёй именно в аспекте, связанным с её плодородием. Какая уж тут связь, если не земли, ни воздуха, и солнце раз в неделю выглядывает. А съездить в лес птичек послушать - это не связь, это временные выезды на природу. Пусть и с пользой для неё, хотя польза эта под большим вопросом... Хотя может такие мысли навеяны погодой. Зима в большом городе давно перестала быть белой и пушистой. На улицу выходить тошно.
Эйвинд: Боян Ты привёл отвлечённые рассуждения. Я написал конкретно об аграрной составляющей язычества предков. Ты считаешь, что несколько раз вылезти из города на природу и возможно вскопать пару грядок на дачном огороде и возделывать землю, чтобы прокормить семью, как это было у предков это тождественно? Кроме того очередной раз вижу чёткое разделение на ‘там’ (природа) и ‘тут’(город), В связи с чем складывается впечатление что язычество оно только ‘там’ и в городе оно нежизнеспособно как религия. Происходит это из-за того, что многие пытаются реконструировать веру предков сейчас, закрывая глаза на пропасть веков разделяющих скажем 10ый и 21 век и пытаются перетащить систему взглядов в 21 век, именно перетащить, а не грамотно адаптировать. Эта ‘реконструкция’ в основном и есть цирк.
Боян: Рысяна Как только, так сразу!
Боян: Эйвинд Дело совсем не в "аграрности" или "урбанизации" нашего образа жизни. Город - место, где мы живем, причем не всегда правильно живем. Место общения с Богами, по-моему, должно быть отстоящим от городской суеты. Но я повторюсь - заметка моя была не о Пространстве, а о Времени...
Зимушка: можно на велесов день выгонять соседей =))) или котов на балкон
полная версия страницы